Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Заседание Совета по противодействию коррупции

6 апреля 2010 года, 14:00 Москва, Кремль

С момента создания Совета (я напомню, что это было в мае 2008 года) и утверждения Национального плана противодействия коррупции, а это был июль 2008 года, прошло практически два года. Что мы с вами сделали? Как минимум одну вещь мы смогли сделать: мы создали нормативную базу, практически завершено формирование той нормативной базы, которая должна являться основой для противодействия коррупции в ближайшее время.

«Сегодня в работе Совета принимают участие новые члены Совета. Рассчитываю, что привлечение представителей гражданского общества поможет нам более качественно работать».

Налажена также антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. На сегодняшний день такую экспертизу прошли около 800 тысяч различных законов и их проектов. У нас принимается очень много нормативных актов, не только, естественно, в форме законов, актов парламента, но и в форме законов территорий, подзаконных актов. И конечно, эту работу надо будет продолжить. Проведён целый ряд антикоррупционных мероприятий и на федеральном, и на региональном уровнях, но об этом поговорим подробнее.

Из того, что также было на слуху и что является предметом повышенного общественного внимания, – это сведения о доходах и имуществе, которые предоставляются теперь всеми государственными служащими и лицами, замещающими государственные должности, в соответствии с теми указами, которые были подписаны в прошлом году. В этом году отчитаются о доходах и имуществе и сотрудники Администрации Президента. В ближайшее время все эти сведения будут опубликованы. Все другие государственные служащие, которые должны в соответствии с указами Президента отчитываться (и часть из них обязана и публиковать эти сведения), сделают это. За этим вопросом будет следить вся страна, по понятным причинам это вызывает повышенный интерес, и не только бытовой. Считаю это одним из важных средств – хотя и не универсальным, конечно, – противодействия коррупции.

По рейдерству (в выступлении Сергея Евгеньевича об этом говорилось и в некоторых других): в ближайшее время, как я понимаю, документ будет готов – я его подпишу и внесу в Государственную Думу. Это как раз тот самый антирейдерский пакет, но в области уголовного права, там некие новые статьи, устанавливающие уголовную ответственность за целый ряд действий, которые предлагается криминализировать, то есть сделать уголовно наказуемыми.

По торгам много было сказано правильных вещей. Действительно, торги необходимо развивать, и, надо признаться, это одно из тех направлений, где мы за последнее время в общем и целом продвинулись, и продвинулись неплохо. Если бы мне кто-нибудь лет пять или семь назад сказал, что мы таким образом будем торговать, то я бы сказал, что мы очень хорошо движемся в этом направлении. Тем не менее необходимо помнить несколько вещей. Во-первых, торги – не панацея, и об этом все говорят: люди у нас талантливые, моментально находят противодействие этим торгам и, действительно, уже перемещают свою коррупционную составляющую со стадии собственно торгов в те закладки, которые происходят до торгов. Поэтому переход на электронные торги в режиме реального времени и отслеживание этих процессов – это важно, но это ещё не всё: нужно смотреть и за конкуренцией, необходимо смотреть и за теми случаями нарушений, реагировать на те случаи нарушения, которые очень часто описываются в обращениях в государственные структуры и ко мне лично. Пишут о том, как манипулируют этими электронными торгами.

По административным регламентам. Я рад, что эта работа пошла, потому что мы её очень долгое время не могли запустить. Я помню, что ещё в 2001 году мы занимались первой волной кодификации законодательства о государственной службе, и тогда ряд законов был подготовлен и выпущен, но административные регламенты не появились – ни одного. Сейчас, как я понимаю, их уже определённое количество есть и федеральных, и на уровне субъектов федерации – как было сказано, более трёх тысяч.

«Для того, кто берёт взятки, для того, кто занимается коррупционными действиями, самым серьёзным ударом может быть и лишение имущества. Но если конфискация у нас не всегда проходит, и это достаточно сложная вещь с точки зрения уголовного права и процедуры, то кратный штраф – штраф, кратный размеру взятки, – может быть весьма и весьма ощутимым».

Теперь по ещё одной теме, о которой коллеги говорили: оценка расходов на противодействие коррупции, показатели эффективности, индикаторы (об этом Сергей Вадимович Степашин говорил, некоторые другие). Я считаю, что это очень важная тема. Она тоже не является панацеей, то есть все эти коэффициенты, индикаторы – понятно, что их нужно смотреть вне какого-то абстрактного подхода, а наоборот, привязывать к конкретному материалу. Но тем не менее какая-то системность здесь должна быть. Главное, чтобы эти показатели не были оторваны от жизни. Вот на это я предлагаю обратить внимание Правительства. Сергей Семёнович [Собянин], Вы этим как раз занимались и в Администрации, и в Правительстве, – нужно посмотреть наши критерии; может быть, сейчас оптимизировать их с учётом тех решений, которые принимаются по коррупции.

Упоминалась тема заключения неких соглашений с оффшорными зонами, или специальными налоговыми юрисдикциями. Я думаю, что это, к сожалению, малореально. С ними сейчас пытаются бороться в том числе и в формате «двадцатки». Как ни приеду куда-нибудь на такое мероприятие, все выступают, говорят, что нужно сокращать количество зон со специальным налоговым режимом, хотя это сделать не так просто, и плюс есть определённые преимущества в использовании этих форм. Но то, что они вряд ли с нами будут заключать соответствующие соглашения, я думаю, очевидно. Нужно действовать немножко по-другому.

Важная тема, которую мы тоже сегодня упомянули, – это взаимосвязь между коррупцией и инвестиционным климатом. Именно под этим углом я и предлагаю посмотреть на проблему Правительству в лице его руководства и соответствующих профильных министерств. Это действительно важнейшая составляющая инвестиционного климата. Мы не так давно совещание проводили по этому поводу. Нужно продолжать работать.

По совершенствованию оценочной деятельности. Действительно, эта проблема есть. Я считаю, что заниженные оценки (кстати, очень часто коррупционные, когда небольшие оценочные структуры, не дорожащие своей репутацией, с удовольствием берут взятки, по сути, за искажение отчётности) – это проблема, которой нужно заниматься. Весь мир попал в сложную ситуацию в результате тех проблем с оценкой, которые возникли в крупнейших оценочных структурах, в наиболее развитых экономиках. Поэтому за этим надо следить, тем более что здесь есть явная коррупционная составляющая.

Я в целом поддерживаю идею гармонизации нашей отчётности. Давайте подумаем, когда это сделать. Может быть, действительно есть смысл дождаться гармонизации европейских и американских стандартов, и уже после этого провести в жизнь соответствующий законопроект о переходе на международные финансовые стандарты отчётности.

По вопросам идеологии борьбы с коррупцией и правовому просвещению абсолютно правильно здесь было сказано Валерием Дмитриевичем Зорькиным: нам действительно нужно и этой теме уделять внимание, несмотря на её некую, казалось бы, отстранённость от конкретных вопросов борьбы с коррупцией. Тем не менее это всё-таки формирование правильной линии поведения и правильных стереотипов поведения, скажем так.

В этом контексте считаю, что очень полезной является работа средств массовой информации в этой сфере. Она не должна быть примитивной, тупой – она должна быть тонкой и разумной. И тот канал, который некоторое время назад при участии многих из присутствующих здесь был запущен, имею в виду «Закон ТВ», он с этой миссией справляется, но у него достаточно ограниченная аудитория. Аудитория будет расширяться по мере перехода к «цифре». Естественно, что после перехода на цифровое вещание к этому каналу сможет подключиться практически любой интересующийся, но нужно подумать и о том, чтобы использовать интернет-возможности. Потому что на самом деле масса возможностей существует для того, чтобы размещать соответствующие передачи, ролики, размещать информацию на сайтах государственных органов и на сайтах общественных организаций, которые занимаются противодействием коррупции, которые в целом занимают активную позицию в гражданском обществе.

Одна из любопытных идей, которая здесь прозвучала, – мне кажется, что её следует проанализировать, имею в виду идею кратного штрафа как уголовной санкции за коррупцию. В общем и целом, действительно, для того, кто берёт взятки, для того, кто занимается коррупционными действиями, самым серьёзным ударом может быть и лишение имущества. Но если конфискация у нас не всегда проходит, и это достаточно сложная вещь с точки зрения уголовного права и процедуры, то кратный штраф – штраф, кратный размеру взятки, – может быть весьма и весьма ощутимым.

Последнее по теме, но не по значимости – это роль общественных организаций, неправительственных структур и просто всех, кто не равнодушен к той теме, которой мы с вами сегодня занимаемся. Борьба с коррупцией, это очевидная вещь, начинается с обычного человека, который или к этому относится небезразлично, или же готов этому процессу потворствовать в том или ином виде. Поэтому нужно, чтобы присутствующие здесь руководители федеральных структур внимательно следили за тем, что об этом говорят в обществе, следили за некоммерческими организациями, которые ведут с этим достаточно бескомпромиссную борьбу, и самое главное – следили персонально. Такого рода реакции начинаются с личного уровня: начальники должны сами отслеживать те факты, обращения, которые адресованы им лично.

На самом деле ничего сверхсложного в этом нет. Я стараюсь это делать. Конечно, меня не хватает на всё, но если идёт какая-то резонансная тема, она моментально сейчас становится достоянием гласности, она обсуждается достаточно активно в средствах массовой информации, в интернете. Никаких проблем нет снять трубку присутствующим здесь начальникам и сказать: «Слушай, здесь пишут об этом, ну-ка проверьте, о чём идёт речь, правда это или нет». Если неправда – ну и слава Богу, а если правда, то дать поручения, по шапке надавать или даже более какие-то серьёзные решения принять. Ещё раз предлагаю сидящим здесь не ждать, пока я позвоню и скажу: «Появилась такая-то информация – проверьте». Самим нужно это делать. Я обращаюсь и к руководителям Правительства, министерств, и к руководителям правоохранительного блока: вы знаете, о чём я говорю.

 

http://www.kremlin.ru/