Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Закон Курганской области от 28 октября 2002 г. N 241 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Курганской области"

С изменениями и дополнениями от:

6 июня 2003 г., 6 июля, 4 ноября, 3 декабря 2004 г., 3 октября 2006 г., 30 ноября 2007 г., 28 декабря 2011 г., 3 октября 2012 г., 26 апреля 2013 г., 1 апреля, 28 ноября 2014 г.


Принят Курганской областной Думой 22 октября 2002 года


Настоящий закон в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, Уставом Курганской области устанавливает систему и порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Курганской области, а также регулирует отдельные вопросы, связанные с осуществлением деятельности комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Курганской области.


Статья 1. Законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Курганской области

Законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Курганской области состоит из настоящего закона, иных законов и нормативных правовых актов Курганской области и основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иных федеральных законах, нормативных правовых актах Российской Федерации.


Статья 2. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Курганской области.

Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Курганской области составляют:

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курганской области, создаваемая Правительством Курганской области (далее - областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав);

территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемые Правительством Курганской области (далее - территориальные комиссии).


Статья 2.1. Полномочия областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:

1) обеспечивает на территории Курганской области осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) участвует в установленном порядке в реализации государственных программ Курганской области, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;

3) координирует на территории Курганской области деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - органы и учреждения системы профилактики), в том числе деятельность территориальных комиссий, осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и порядке, установленных действующим законодательством;

4) разрабатывает и вносит в Правительство Курганской области предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;

5) оказывает методическую помощь, осуществляет информационное обеспечение и контроль за деятельностью территориальных комиссий в соответствии с действующим законодательством;

6) участвует в установленном порядке в разработке проектов нормативных правовых актов Курганской области и государственных программ Курганской области по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, семей с несовершеннолетними детьми, улучшения условий жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также анализирует их эффективность;

7) принимает на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений системы профилактики, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;

8) рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; в пределах своих полномочий принимает меры по данным жалобам и заявлениям;

9) осуществляет подготовку и направление обобщенных отчетов территориальных комиссий о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Курганской области в органы государственной власти Курганской области, входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в порядке, установленном настоящим законом;

10) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством в сфере деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


Статья 2.2. Полномочия территориальных комиссий.

Территориальные комиссии в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают на территории соответствующего муниципального образования Курганской области осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) утверждают межведомственные программы и координируют на территории соответствующего муниципального образования проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекают социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролируют их выполнение;

3) участвуют в установленном порядке в реализации государственных программ Курганской области, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;

4) осуществляют подготовку совместно с уполномоченными органами или учреждениями представляемых в суд материалов по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным действующим законодательством;

5) в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":

рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, и дают согласие:

на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования;

принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;

рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, по другим вопросам обучения несовершеннолетних;

6) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и настоящим законом;

7) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществляют иные функции по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством;

8) осуществляют подготовку и направление отчетов о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования Курганской области в органы местного самоуправления и областную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в порядке, установленном настоящим законом;

9) рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности территориальных комиссий;

10) рассматривают материалы (дела) в порядке, установленном действующим законодательством;

11) обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном действующим законодательством;

12) вносят в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления:

о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;

о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

13) дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);

14) в соответствии с действующим законодательством участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

15) осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством в сфере деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


Статья 3. Порядок создания и состав областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

1. Областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав создается Правительством Курганской области в составе председателя, двух заместителей председателя, ответственного секретаря и членов областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Ответственный секретарь работает на постоянной основе.

Персональный состав областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Курганской области.

В состав областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят депутаты Курганской областной Думы, представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представители органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, представители иных органов государственной власти по согласованию с ними.

2. Заседания областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся в соответствии с планами работ, а также по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца.

3. Порядок осуществления деятельности областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется положением об областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Правительством Курганской области в соответствии с действующим законодательством.


Статья 4. Порядок создания и состав территориальных комиссий.

1. Правительством Курганской области создаются территориальные комиссии в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, инспекторов по работе с детьми и членов территориальной комиссии.

Ответственный секретарь, инспекторы по работе с детьми работают на постоянной основе.

Должности инспекторов по работе с детьми создаются в территориальных комиссиях для осуществления текущей работы. Их количество определяется в зависимости от численности несовершеннолетних, постоянно проживающих в соответствующем муниципальном образовании Курганской области:

в муниципальном образовании Курганской области с численностью несовершеннолетних свыше 7 тысяч до 10 тысяч человек включительно - 1 инспектор по работе с детьми;

в муниципальном образовании Курганской области с численностью несовершеннолетних свыше 10 тысяч до 30 тысяч человек включительно - 2 инспектора по работе с детьми;

в муниципальном образовании Курганской области с численностью несовершеннолетних свыше 30 тысяч человек - 5 инспекторов по работе с детьми.

Персональный состав комиссии утверждается Правительством Курганской области.

В состав территориальных комиссий входят представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представители иных органов государственной власти по согласованию с ними.

2. Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Курганской области.

3. Порядок осуществления деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется Правительством Курганской области в соответствии с действующим законодательством, с учетом положений, установленных настоящим законом.


Статья 4.1. Меры воздействия. Случаи и порядок применения мер воздействия территориальными комиссиями. Порядок рассмотрения территориальными комиссиями материалов (дел) по вопросам, отнесенным к их компетенции, в целях применения мер воздействия.

1. В отношении несовершеннолетнего территориальные комиссии применяют следующие меры воздействия:

1) объявляют предупреждение, выговор, строгий выговор;

2) назначают административное наказание в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в случаях, предусмотренных Законом Курганской области от 20 ноября 1995 года N 25 "Об административных правонарушениях на территории Курганской области" (далее - Закон Курганской области "Об административных правонарушениях на территории Курганской области").

2. К родителям (законным представителям) несовершеннолетних территориальные комиссии применяют следующие меры воздействия:

1) объявляют предупреждение;

2) обращаются в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав;

3) назначают административное наказание в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в случаях, предусмотренных Законом Курганской области "Об административных правонарушениях на территории Курганской области".

3. Меры воздействия к несовершеннолетним, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, применяются по результатам рассмотрения материала (дела) в отношении несовершеннолетнего с учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка.

4. Меры воздействия к родителям (законным представителям) несовершеннолетних, не выполняющим обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, применяются по результатам рассмотрения материалов (дел).

5. Материалы (дела), указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, рассматриваются в порядке, установленном статьей 4.2 настоящего закона.

Решения территориальных комиссий о применении мер воздействия оформляются в форме постановлений.

Порядок принятия решений о применении мер воздействия осуществляется в соответствии с порядком осуществления деятельности территориальных комиссий, определенным Правительством Курганской области в соответствии с пунктом 3 статьи 4 настоящего закона.

При вынесении постановления о применении меры воздействия к несовершеннолетнему за совершение правонарушения территориальные комиссии решают вопрос о целесообразности проведения с ним индивидуальной профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики в соответствии с действующим законодательством.


Статья 4.2. Порядок рассмотрения территориальными комиссиями материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях.

1. Материалы (дела), не связанные с делами об административных правонарушениях:

1) по заявлениям несовершеннолетних, родителей (законных представителей), других лиц о нарушении прав несовершеннолетних;

2) по инициативе территориальных комиссий;

3) по представлениям органов и учреждений системы профилактики, а также по обращениям других органов и учреждений, общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращениям работодателей по вопросам, относящихся к компетенции территориальной комиссии;

4) по постановлениям органов внутренних дел, органов прокуратуры в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также других несовершеннолетних, в отношении которых вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел по другим основаниям;

предварительно (до заседания территориальной комиссии) изучаются территориальной комиссией.

По результатам предварительного (до заседания территориальной комиссии) изучения материалов (дел) председателем (заместителем председателя) территориальной комиссией в срок до ее заседания принимаются следующие решения:

назначить материалы (дела) к рассмотрению и известить о дате, времени и месте заседания территориальной комиссии несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), других лиц, чье участие в заседании будет признано обязательным;

возвратить поступившие материалы (дела), если их рассмотрение не отнесено к компетенции территориальной комиссии или они требуют проведения дополнительной проверки органом или организацией, направившими материалы (дела);

отложить (на срок не более 30 дней) рассмотрение материалов (дел) в связи с необходимостью проведения проверки сведений, содержащихся в поступивших материалах (делах);

рассмотреть ходатайство несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) по существу вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании территориальной комиссии, и уведомить несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), внесших ходатайство, в течение 30 дней со дня регистрации ходатайства;

обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего.

2. Председатель (заместитель председателя) территориальной комиссии извещает прокурора о времени и месте проведения заседания территориальной комиссии не позднее чем за два дня до даты проведения заседания территориальной комиссии.

3. Материалы (дела) в отношении несовершеннолетнего рассматриваются на заседании территориальной комиссии. По решению председателя (заместителя председателя) территориальной комиссии указанные материалы (дела) рассматриваются в присутствии несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), педагога и других лиц.

Материалы (дела) в отношении несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), за исключением материалов (дел) о совершении несовершеннолетним общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, могут быть рассмотрены в их отсутствие при условии выяснения, что участники производства по материалу (делу) о времени и месте проведения заседания территориальной комиссии извещены в установленном порядке и ходатайства об отложении рассмотрения материала (дела) в территориальную комиссию не поступали.

4. На заседании территориальной комиссии ее члены заслушивают объяснения несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), потерпевшего, свидетелей, выявляют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетнего и принимают одно из следующих решений:

1) применить меры воздействия, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 4.1 настоящего закона, а также принять меры к устранению выявленных причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетнего;

2) отложить рассмотрение материалов для их дополнительного изучения в пределах своей компетенции;

3) передать материалы в орган или учреждение системы профилактики для рассмотрения в пределах компетенции в соответствии с действующим законодательством.

5. Поступившие в территориальную комиссию материалы (дела) должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня их поступления, в исключительных случаях срок рассмотрения материалов (дел) может быть продлен мотивированным постановлением территориальной комиссии, но не более чем на 30 дней.

6. Решения территориальной комиссии оформляются в форме постановлений.

7. Постановления территориальной комиссии направляются членам территориальных комиссий, в органы и учреждения системы профилактики и иным заинтересованным лицам и организациям.

8. Постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.

Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить территориальной комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления территориальной комиссии, в указанный в нем срок.

9. Постановление территориальной комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Статья 4.3. Порядок и сроки представления отчетов о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1. Территориальные комиссии осуществляют подготовку и направление отчетов о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования Курганской области в органы местного самоуправления и областную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в следующие сроки:

1) полугодовые отчеты - не позднее 20 июля текущего года;

2) годовые - не позднее 20 января года, следующего за отчетным периодом.

2. Областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляет обобщение отчетов территориальных комиссий о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципальных образований Курганской области, подготовку и направление обобщенных отчетов территориальных комиссий о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Курганской области. Обобщенные отчеты направляются в органы государственной власти Курганской области, входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в следующие сроки:

1) полугодовые отчеты - не позднее 10 августа текущего года;

2) годовые - не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным периодом.

3. Формы отчетов территориальных комиссий утверждаются областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Статья 5. Утратила силу

Статья 6. Порядок вступления в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.


Губернатор Курганской области

О.А. Богомолов


28 октября 2002 г.

N 241