Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Не отступать! Начался "ползучий отход" от установок на развитие малого и среднего бизнеса

Не отступать! Начался "ползучий отход" от установок на развитие малого и среднего бизнеса 29.09.2010 Малому бизнесу нужна своя «дорожная карта» с пошаговым алгоритмом претворения в жизнь конкретных мер, которая будет взята на вооружение государством. Без нее проекты предпринимательских объединений будет ждать участь «прожектов», которые так и не будут реализованы на практике.
Сегодня наш собеседник – председатель Курганского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», депутат Курганской городской Думы Иван Камшилов. 21 сентября он принял участие в работе V съезда объединения предпринимательских организаций.
- Иван Александрович, какие вопросы обсуждались на съезде?
- На съезде были подведены итоги работы «ОПОРЫ РОССИИ» за 4 года. Самой организации исполнилось 8 лет. Она представляет интересы более 370 тыс. предпринимателей, это группа взаимосвязанных организаций, имеющая 81 региональное отделение и 254 местных отделения. В составе НП «ОПОРА» – 125 отраслевых союзов и ассоциаций. В этом году создана новая структурная часть – «ОПОРА-МСП», – которая объединяет работодателей и включает в себя 42 региональные организации.
В сентябре запущена новая версия информационного портала «ОПОРЫ РОССИИ» opora.ru, который призван помочь предпринимателям в их деятельности, появилась и англоязычная версия портала, выводящая организацию на международный уровень. Внедрение всех запланированных на текущем этапе ключевых возможностей федерального интернет-ресурса планируется закончить к ноябрю этого года.
Пожалуй, главной темой съезда были место и роль организации в новых условиях, когда малый бизнес из факультатива становится одним из приоритетов государственной политики, когда российская экономика стоит на пороге глобальных перемен, знаменующих переход от сырьевой направленности к инновационному развитию.
Несмотря на значительные успехи, которых удалось достичь в сфере малого бизнеса за эти годы, нам есть куда стремиться.
- Какие успехи вы считаете важнейшими?
- С 2006 по 2010 гг. с участием «ОПОРЫ РОССИИ» был разработан и принят большой блок законов и подзаконных актов, направленных на создание базовых условий для развития малого и среднего предпринимательства. Перечислю только некоторые их них.
Закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый в 2007 году, коренным образом отличается от предыдущего закона, который безнадежно отстал от жизни.
Закон №162 в 2009 году сделал применение контрольно-кассовой машины решением добровольным для тех, кто платит единый налог на вмененный доход (ЕНВД). По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, предприниматели только на этом сэкономят примерно 7-8 млрд. рублей в год!
Действие закона №159 о «малой приватизации», принятого в 2008 году, продлено до 2013 года. Благодаря этому закону в России примерно уже 15 тыс. предпринимателей смогли без аукциона в рассрочку выкупить арендуемые помещения. В Курганской области этим правом воспользовались около 40 предпринимателей. Кстати, работа по реализации этого закона в городе Кургане признана одной из лучших, потому что мы первые приняли все необходимые положения на муниципальном уровне, жалоб у нас практически не поступало. В Екатеринбурге и Челябинске суды были завалены сотнями исков неудовлетворенных предпринимателей.
В России повсеместно созданы советы по развитию малого и среднего предпринимательства, учрежденные как на уровне регионов, так и на уровне муниципальных образований.
В 2008 году был принят Закон №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Мы все-таки добились того, чтобы милицию убрали с потребительного рынка (закон от 26.12.2008 №293). Сейчас все плановые и внеплановые проверки различные ведомства согласуют с прокуратурой. В среднем по России заявки на проведение внеплановых проверок удовлетворяются на 50%. Оказывается, половина, а по некоторым регионам до 80% внеплановых проверок, которые проводились, не нужны, нет в них необходимости.
Успехом можно считать и выход постановления Правительства РФ №584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». Для открытия бизнеса по ряду направлений с 1 июля 2009 года уже не надо получать специальные разрешения.
Очень сложным был вопрос о плате за подключение субъектов малого и среднего предпринимательства к электроэнергии. В Кургане плата за 1 кВт достигала 11-13 тыс. рублей. Если мощность мини-производства составляет примерно 100 кВт, то только за его присоединение к электросети сразу нужно было выложить более миллиона рублей. Сейчас для малого бизнеса подключение к мощности до 15 кВт бесплатное, а до 100 кВт – по льготным ценам. Министерство экономического развития и торговли РФ совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ» прорабатывают вопрос об освобождении малого бизнеса от платы за технологическое присоединение к сетям водо-, газо- и теплоснабжения.
Практически решен вопрос об упрощении отчетности малого бизнеса, и уже в 2011 году произойдет переход от месячной и квартальной отчетности предпринимателей к годовой отчетности.
- А что угрожает развитию малого бизнеса?
- На съезде был отмечен целый ряд проблем, которые стали появляться в период кризиса. Начался такой ползучий отход от установок Президента РФ на развитие малого и среднего бизнеса.
В частности, едва мы добились условия, что только по решению суда можно приостановить деятельность предпринимателя, как принимается федеральный закон от 23.07.2010 №171, по которому опять появляется возможность внесудебного приостановления деятельности предприятия.
В проекте закона «О полиции» возвращаются права органов внутренних дел на проверку предпринимателей, работающих на потребительском рынке. От чего ушли, к тому и приходим.
Очень серьезный удар по предпринимателям нанесет замена единого социального налога страховыми взносами на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения в виде УСН и ЕНВД или находящихся на общей системе, совокупный тариф страховых взносов с 1 января следующего года составит 34%. По разным подсчетам, этот новый налог будет превышать всю прибыль или, по крайней мере, большую ее часть. По сути, предпринимателей лишают возможности инвестировать в бизнес, и это на фоне продолжающегося экономического спада. Такая ситуация приведет к радикальному увеличению теневой составляющей бизнеса и снижению официального уровня заработной платы, массовым увольнениям работников. Не случайно многие предприниматели выводят бизнес в другие страны, где работать в рамках закона гораздо проще и выгоднее.
В настоящее время администрация Президента РФ начала подготовку к проведению повторного заседания Госсовета по вопросам малого и среднего бизнеса, где будут рассмотрены и те «перекосы», которые сейчас опять пошли.
- В государственных антикризисных программах немало внимания уделяется увеличению самозанятости населения. Что говорилось на съезде об эффективности этой меры?
- В кризис количество предпринимателей увеличилось. Например, по УФО в 2009 году – на 30%, и в 2010 году число предпринимателей растет. Причем, если поступления в бюджет от крупного бизнеса заметно уменьшились, то поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства росли и в 2009 году, и в 2010 году. Сравните: по г. Кургану рост ЕНВД составил в 2009 году 3,5%, в 2010 году – 29,5%, а от крупного бизнеса уменьшение по налогу на прибыль было более 50%, по НДС – 36%.
Малый бизнес, несмотря на то, что он «малый», может сделать для страны больше, чем самый «большой». Хотя и эту позицию государства на съезде подтвердили представители Минэкономразвития, основная задача малого бизнеса – не пополнение бюджета, а обеспечение рабочих мест. Давление на малое и среднее предпринимательство происходит на местном и региональном уровнях, где испытывают большой дефицит бюджета. Поэтому сегодня ставится задача уменьшить права регионов и муниципалитетов, дающие им возможность оказывать давление на бизнес.
- Как закрепить тенденцию, не упустить этот благоприятный момент притока людей в малый бизнес, хотя для многих это решение наверняка было вынужденным?
- Произошел большой сдвиг в отношении государства и граждан к малому бизнесу. В десятки раз увеличилось финансирование региональных программ развития малого и среднего предпринимательства. В Курганской области созданы гарантийный фонд и другие элементы инфраструктуры господдержки предпринимательства, субсидируется часть процентных ставок по кредитам малому бизнесу, можно получить гранты на открытие и развитие своего дела.
Возможности закрепить тенденцию увеличения числа предпринимателей в нашем регионе, как и в целом по России, сегодня есть. Департаментом экономического развития, торговли и труда Курганской области, Центром занятости населения и на муниципальном уровне активно ведется такая работа. Кстати, в октябре состоится второе заседание недавно созданного городского совета по развитию малого и среднего предпринимательства, на котором мы как раз рассмотрим такие актуальные проблемы, как рост кадастровой стоимости земли, переход от ЕНВД к патентной системе, законопроект «О полиции».
Президент РФ поставил задачу увеличить число занятых в малом и среднем предпринимательстве до 60% от экономически активного населения к 2020 году. «ОПОРА РОССИИ» еще год назад начала говорить о том, что малому бизнесу нужна своя «Дорожная карта – 2020» с пошаговым алгоритмом претворения в жизнь конкретных мер. Теперь дело за Правительством. Необходима концентрация совместных усилий органов власти и предпринимательской общественности на принципиальном, качественном изменении подхода к планированию развития малого и среднего предпринимательства как основы возобновления и устойчивого экономического роста в стране.
Павел Стенников.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку