Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Развитие общественного самоуправления - задача номер один

18.05.2010
Общая информация
Зачем мы создали в Думе депутатскую группу «Содействие развитию общественного самоуправления в городе Кургане»?
Решение о регистрации группы, целью которой является организация и поддержка ТОСов, было принято на апрельском заседании Думы. На мой взгляд, тот факт, что в новое депутатское объединение сразу вошло 12 человек, говорит о том, что вопрос развития территориального общественного объединения сегодня чрезвычайно актуален. Депутаты искренне хотят помочь горожанам самоорганизоваться для решения существующих на местах проблем, в том числе социальных.
Лично для меня одной из основных задач создания группы является выстраивание отношений жителей города с управляющими компаниями (УК). Это сейчас самая главная наша боль. Жители никак не могут сориентироваться, сорганизоваться для взаимодействия с УК. Простой пример – управляющие компании должны были до 1 апреля отчитаться о собранных и израсходованных деньгах за 2009 год и заключить договоры на 2010 год. Фактически этого нет.
В прошлом году таких отчетов тоже практически не было, мы с трудом их заставили отчитаться. И сейчас УК, по сути, не отчитываются, и люди каждый день звонят, просят выполнить те или иные работы. То есть контакт между управляющими компаниями и жителями отсутствует.
Поэтому одно из направлений работы депутатской группы – добиться того, чтобы жители самоорганизовались в рамках территориального общественного самоуправления. Чтобы можно было людей организовать и наладить эффективное взаимодействие с обслуживающими организациями ЖКХ.
Сейчас мои попытки проводить собрания в отдельных домах на округе, выбрать уполномоченных и т. д., как правило, к заметным сдвигам не приводят. Кто-то пошел в управляющую компанию после этого собрания, кто-то нет. Кому-то там сразу отказали, он больше вообще туда не пойдет. Очевидно, что надо создавать четко выстроенную систему взаимоотношений с управляющими компаниями. Чтобы с них можно было спросить, чтобы была реальная возможность контролировать их деятельность.
У территориального общественного самоуправления, в принципе, вообще широкие возможности. Надо научиться их использовать на благо горожан.
К примеру, когда я шел на выборы, то не говорил, что построю детсады, обеспечу бесплатный проезд и школьные завтраки и т. п. Я обещал, что буду делать все для того, чтобы привлечь избирателей к решению всех вопросов, и, в частности, вопросов бюджета. Дело это достаточно распространенное, называется «народный бюджет» - это когда в формировании бюджета участвуют жители. Но, как правило, вся эта затея носит формальный характер. Да, у нас проходят публичные слушания по бюджету. Один встает, требует денег, второй то же самое. А фактически как горожане могут повлиять на финансирование образования, здравоохранения и т. д.? Понятно, что никак.
Поэтому мы сейчас одновременно идем по пути разработки положения о наказах избирателей. Раньше в Кургане действовала эта система, сейчас ее нет, но я убежден, что ее надо в том или ином виде воссоздавать. «Положение о выполнении наказов избирателей муниципального образования города Кургана» должно быть увязано с принятием бюджета. То есть жители через территориальное общественное самоуправление смогут формировать свои наказы, важные для населения микрорайона, и в бюджете будут закладываться средства на эти цели.
Такой опыт в России уже есть. И надо сказать, что мы находим поддержку главы города В. В. Серкова в этом вопросе. Сейчас он даже дал задание правовому управлению Думы содействовать разработке такого документа. Так что процесс идет.
Еще один важный момент, который в других муниципальных образованиях тоже решается, - это то, что на территориальное общественное самоуправление должны предусматриваться бюджетные деньги. Собирать с людей – это тупиковый путь, он никуда не приведет. Например, в Перми на ТОС закладывают средства в бюджете. Мы тоже хотим прийти к этому и уже в бюджете следующего года предусмотреть деньги на эти цели.
Конечно, эти деньги должны распределяться на конкурентной основе. Кроме того, они обязательно должны пойти на какое-то конкретное дело, и должен существовать порядок их использования. Поэтому я считаю, нам нужно разработать еще один нормативный документ - Положение о социальном заказе.
На практике это должно выглядеть так. В бюджет закладываются деньги на социальный заказ, и их получает ТОС того микрорайона, который представил самый убедительный и реальный проект. Допустим, на работу с детьми по месту жительства, или организацию беспризорников, или народные дружины – проекты могут быть самыми разными, но безусловно полезными для микрорайона.
Сейчас мы определяем пути, каким образом будем создавать территориальное общественное самоуправление. Сможет ли оно существовать в том виде, в каком определено в положении о ТОС, принятом еще Думой 4-го созыва в 2005 году, или нужно искать другие варианты и вносить изменения в положение.
Работа уже ведется. Допустим, в Рябково наши  депутаты готовы заняться этим вопросом. Может, не создать там ТОС целиком, но, по крайней мере, создать общественный совет этого микрорайона, выбрать старших по домам, определиться с местом сборов и начинать работу. Такие ячейки общественного самоуправления надо создавать и в других районах города. Как раз между ними на конкурсной основе и будут распределяться бюджетные средства. Представило Рябково хороший проект – значит, деньги пойдут в Рябково.
Создание депутатской группы вызвало большой интерес у курганцев. Горожане уже приходят с конкретными предложениями, идеями. Так что будем работать.
Единственное, надо будет еще решить вопрос с местом, где мы могли бы собираться по всем этим вопросам, куда могли бы приходить жители города. Пока мы хотели бы обратиться в департамент социальной политики с предложением выделить помещение в    межшкольном учебном комбинате – он находится в центре Кургана, это было бы удобно и для , для депутатов.
Несколько осложняет дело то обстоятельство, что ТОС по действующему законодательству не может быть зарегистрировано как юридическое лицо. Раньше мы пробовали зарегистрировать общественную организацию «Территориальное общественное самоуправление», но Управление юстиции отказало нам в регистрации. Будем искать какие-то другие пути.
Вот в Челябинске есть муниципальное учреждение «Центр общественных объединений». А у нас есть МУ «Жилищная политика». Можно при нем создать некий центр, который будет объединять представителей различных микрорайонов города, представляющих общественное самоуправление. А на будущее я все-таки не оставляю надежды создать юридическое лицо (так уже сделано в Усть-Качке Пермской области). Поскольку территориальное общественное самоуправление – субстанция юридически никак не организованная, часть функций можно будет передать этой общественной организации, зарегистрированной в качестве юрлица. Она будет иметь юридический статус, хозрасчетный счет, а также право самостоятельно участвовать в каких-то проектах, получать гранты, социальные заказы и т. д. Думаю, когда мы будем принимать бюджет на будущий год, даже в грантах главы города запишем отдельной строчкой грант по территориальному общественному самоуправлению.
Нам вполне понятно одно – откладывать вопрос с развитием ТОС дальше просто некуда. Пора покончить с инертностью горожан, активнее вовлекать их в процессы, происходящие в городе, делать их непосредственными участниками этих процессов. Ведь все мы живем в этом городе. И все хотим, чтобы он был чистым, ухоженным, опрятным и безопасным. Так давайте начинать двигаться в этом направлении!


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку