Вернуться к обычному виду

О пенсионной реформе

22.04.2012
До пенсии недалеко
История вопроса
Для начала необходимо выяснить, почему вообще возникла необходимость проведения пенсионной реформы. Дело в том, что действовавшая ранее пенсионная система основывалась на собирательно-распределительном принципе. Фактически все взносы, перечисляемые в Пенсионный фонд, шли на выплату лишь текущих пенсий. Так, чтобы обеспечить пенсию одному пенсионеру, необходимы были взносы двух работающих. С учетом демографического спада существование такой пенсионной системы привело бы к финансовому и социальному краху, поскольку, по оценкам специалистов, к 2020 году на одного пенсионера приходился бы только один работающий, что явно недостаточно.
Чтобы избежать коллапса, была предпринята попытка проведения пенсионной реформы. Суть ее заключалась в постепенном отказе от собирательно-распределительного принципа и переходе на накопительную пенсионную систему.
Так, в 2002 году была начата глобальная пенсионная реформа, которая призвана сбалансировать пенсионную систему, а также сформировать источник дополнительных доходов в социальную систему. Преследуя эти цели, была введена дополнительная, накопительная часть пенсии. Размер пенсии стал зависеть не от трудового стажа, как было ранее, а от реального заработка.
Страховые взносы
Другой важной вехой в пенсионной реформе стала замена с 1 января 2010 года единого социального налога страховыми взносами, большая часть которых отчисляется в Пенсионный фонд. С 1 января 2011 года ставка была увеличена до 34% зарплаты, 26% из которых шли непосредственно в Пенсионный фонд. Однако эта ставка оказалась неподъемной для многих предпринимателей. В результате рост страховых взносов привел к замедлению увеличения официальных зарплат и удвоению «теневых» заработков. В итоге правительство приняло решение со следующего года снизить ставку с 34% до 30%, а для малого социального и производственного бизнеса – до 20%.
Однако сниженные страховые взносы будут действовать лишь два года, поскольку в 2014 году пенсионная реформа будет продолжена. Планируется привязка пенсий к зарплатам и отказ от «индексации на инфляцию», а полные пенсионные права будет давать 30-летний трудовой стаж.
Эксперты уверены, что страховые взносы можно еще снизить до 22%. Причем Пенсионный фонд от такой реформы только выиграет. С таким революционным предложением выступил президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаил Дмитриев. Он предлагает осуществлять пенсионную реформу, ориентируясь на три возрастные группы пенсионеров: младшую (до 63 лет), среднюю (до 73) и старшую. У каждой группы – особые потребности. К примеру, до 63 лет человек может и хочет работать. Человеку до 73 лет важен размер пенсии, а для пенсионера более старшего возраста принципиальное значение имеет не размер пенсии, а социальные гарантии и наличие бесплатных лекарств. Сейчас такой дифференцированный подход не применяется. По идее ЦСР, его применение позволит не только удовлетворить потребности пенсионеров, но и снизить нагрузку на Пенсионный фонд.
По имеющимся у газеты ВЗГЛЯД данным, предложения Дмитриева по поводу пенсионной реформы в ближайшее время уйдут в правительство через рабочую группу, которая работает при Совете по развитию финансовых рынков. До недавнего времени его возглавлял экс-министр финансов Алексей Кудрин, теперь – первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Дефицит Пенсионного фонда
Насущной проблемой пенсионной системы является непомерно большой дефицит бюджета Пенсионного фонда. Об угрозе роста дефицита неоднократно предупреждал экс-министр финансов России Алексей Кудрин. Еще в 2010 году он говорил о том, что на текущий год дефицит Пенсионного фонда достигнет более 1 трлн рублей и составит примерно 25% расходов пенсионной системы. Поэтому необходимо быстрее предпринимать меры по снижению дефицита и сократить расходы.
Эксперты считают, что решить проблему с дефицитом бюджета позволит как раз применение дифференцированного подхода к пенсиям. Так, Михаил Дмитриев считает, что в итоге дефицит Пенсионного фонда удастся зафиксировать на «разумном» уровне 2,5–3% ВВП. «В перспективе, когда начнут выходить на пенсию работники, пенсия которых была сформирована накопительным путем, дефицит значительно сократится. Примерно он сократится на 7–8%, именно эти деньги мы направляем на лекарственное обеспечение. Эти деньги нужны, чтобы дать лекарства на амбулаторное лечение пожилых людей. Поэтому реформа досрочных пенсий и программы обеспечения бесплатными лекарствами пенсионеров тесно между собой связаны, там все синхронизировано», – пояснил газете ВЗГЛЯД Михаил Дмитриев.
Пенсионный возраст
С внедрением дифференцированного подхода снимается проблема не только дефицита Пенсионного фонда, но и повышения пенсионного возраста, к чему неоднократно склонял Минфин. В соответствии с идеей ЦСР, люди будут сами решать, когда именно им уходить на пенсию.
Другой эксперт также предлагает более щадящий вариант повышения пенсионного возраста
– механизм стимулирования отказа граждан от пенсии. С таким предложением выступил заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Владимир Назаров. «Необходимо стимулировать граждан на отказ от ухода на пенсию в срок. Скажем, это было бы актуально для людей предпенсионного возраста, которые чувствуют в себе силы и готовы продолжать работу, при этом получаемой зарплаты им хватает на жизнь. Когда же они решат выйти на пенсию, государство не только возместит им неполученные деньги, но и вернет их с лихвой. Мы предлагаем, к примеру, увеличить пенсию в два раза тому, кто вышел на пенсию позже на пять лет», – комментирует эксперт газете ВЗГЛЯД.
В этом предложении есть смысл, поскольку, оказывается, почти каждый второй россиянин планирует продолжать трудовую деятельность после выхода на пенсию. Одновременно большинство граждан России выступают против увеличения пенсионного возраста, показал опрос «Левада-Центра».
Так, на вопрос социологов о возможности продолжить трудовую деятельность после наступления пенсионного возраста около половины респондентов (46%) ответили утвердительно, почти треть (31%) – отрицательно, но многие еще раздумывают (23%).
Между тем, как показал опрос, 82% россиян выступают против увеличения возраста выхода на пенсию для мужчин до 65 лет (поддерживают лишь 11%), и 86% – для женщин, до 60 лет (8%).
Проблема с досрочниками
Другой проблемой российской пенсионной системы является большое количество граждан, которые выходят на пенсию досрочно. «У нас примерно 30% граждан выходит на пенсию досрочно по вредности. Сейчас получается так, что все общество платит за то, что у какого-то работодателя сотрудник уходит досрочно на пенсию», – подчеркивает Владимир Назаров.
Эксперт предлагает вообще отказаться от досрочных пенсий, а ответственность за вредность работы полностью переложить на работодателя. «Этот вопрос должен решаться непосредственно между работодателем и подчиненным. Работодатель должен радикально повышать заработную плату либо осуществлять индивидуальные пенсионные программы. Досрочно человек должен уходить на пенсию только по инвалидности», – предложил Назаров.
Гарантии пенсионных накоплений
Еще одним нерешенным вопросом пенсионной системы остается отсутствие гарантий возврата пенсионных накоплений. Оказывается, далеко не факт, что человек, выйдя на пенсию, может рассчитывать даже на возврат накопительной части пенсии. До сих пор не выработан механизм страхования пенсионных накоплений. «
Пока механизм защиты не выработан. Негосударственные пенсионные фонды в лице НАПФ постоянно ставят вопрос о необходимости такого механизма. Есть поручения Правительства о разработке таких предложений, но результата пока нет. В проекте закона о выплатах, принятом в первом чтении, имеется положение о необходимости гарантии, определяемой отдельным законом. Но принятие закона о выплатах все еще блокирует Минздравсоцразвития», – комментирует газете ВЗГЛЯД советник президента по информационной политике Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Валерий Виноградов.
НАПФ предлагает трехуровневую систему страхования от рисков. Первым уровнем выступают гарантийные фонды, создаваемые НПФ и ПФР.
«При этом принципиально, что гарантийный фонд должен быть в обязательном порядке и в ПФР на всю величину обязательств по пенснакоплениям, так как основной объем таких обязательств именно в ПФР», – отмечает Валерий Виноградов.
Второй уровень предполагает создание системы страхования пенснакоплений в структуре Агентства по страхованию банковских вкладов.
В качестве третьего уровня рассматриваются гарантии госбюджета, хотя, как утверждают разработчики предложений, это не понадобится даже при самых неблагоприятных сценариях.
Индексация пенсий
Эксперты также указывают на то, что в ближайшее время надо менять систему индексации пенсий. Отметим, что в России пенсии индексируются в зависимости от инфляции. Так, в 2010 году пенсии повышались четыре раза, общее увеличение составило 12,3%. В 2011 году пенсии индексировались лишь два раза – на 8,8% в феврале и на 10,27% в апреле. Экс-министр финансов Алексей Кудрин не раз предупреждал об опасности повышения пенсий, поскольку индексация приводит к росту дефицита Пенсионного фонда.
«Необходимо изменять правила индексации пенсий. Сейчас эти правила так устроены, что пенсионные расходы растут в процентах к ВВП. Пенсии индексируются либо по инфляции, либо по доходам Пенсионного фонда. Получается так: в период экономического роста повышение пенсий не отстает от роста ВВП. А в момент экономического спада ВВП падает, но пенсии не снижаются, поскольку индексируются по инфляции, поэтому в кризис растут расходы на пенсии. Это неправильно», – комментирует Владимир Назаров.
Полина Спелова


Возврат к списку