Александр Мазеин на встрече с журналистами рассказывает о переменах, которые ожидают городскую ветеранскую организацию. Их цель – улучшить жизнь людей старшего поколения.
— Что представляет из себя ветеранский корпус Кургана по своему социально-демографическому составу?
— В Кургане насчитывается более 100 000 человек, которые получают пенсии, имеют статус ветеранов. К сожалению, так случилось, что по формальным основаниям в составе городской организации ветеранов в соответствии с уставными положениями находятся только 53 тысячи человек. Это говорит о том, что люди не знают об этой организации и, видимо, не верят ей, как и властям всех уровней.
Сегодня городская ветеранская организация, к сожалению, не представляет все слои старшего поколения, как это должно быть. Она основывается на производственном и территориальном принципах. В городе существуют 173 первичных организации. Но структура и уставы были сформированы давно и абсолютно не адаптированы к современным условиям.
— В чем вы усматриваете издержки прежнего подхода?
— К сожалению, востребованность ветеранских организаций повышается в преддверии выборов, когда различные партии ожидают от этих слоев населения, от людей старшего возраста, участия в голосовании и поддержки той или иной партии. А свою социальную роль посредника, который должен повышать качество жизни ветеранов, они пока не реализуют. Этот перекос нуждается в исправлении. Сегодня я вижу заинтересованное внимание к этой проблеме руководителей города. Ветераны — социально активные личности, они могут отстаивать свои права и будут полезны обществу.
— Недавно прошла отчетно-выборная конференция, на которой избран новый состав совета ветеранов. Как он намерен строить свою работу, что лучшее будет оставлено и что ценное появится?
— Все, что востребовано сегодня населением, будет использоваться — и механизмы, и вопросы взаимодейстия, и традиционное представительство, и участие во всех городских делах.
Городская организация работает в рамках гранта главы города. Мы сегодня реализуем муниципальный заказ в той мере, как это понимает городская законодательная и исполнительная власть. Этим занимается президиум городского совета ветеранов со своим небольшим аппаратом. Они являются посредниками между властными структурами, социальными и медицинскими службами и ветеранами. До сих пор люди со всего города вынуждены были приезжать на прием на ул. Красина, где и находились все шесть специалистов городского совета ветеранов.
Наши предложения совпадают с намерениями руководства города усилить местное самоуправление. Суть здесь в следующем. Зачастую люди не понимают смысла и механизма реализации законов. Создание территориальных советов ветеранов в микрорайонах — попытка усилить информированность ветеранов, сделать местное самоуправление реальным. Здесь работают руководители уличных комитетов, домовых комитетов, представители служб коммунального хозяйства. Постепенно будут сформированы территориальные органы самоуправления, в которых ветеранские организации будут составлять значительную часть, поскольку эта категория составляет наиболее активную часть населения, добивающуюся реализации своих прав. В этой работе примут участие депутаты областного и городского уровня, здесь замкнется представительство народных интересов.
Власть без населения не в состоянии реализовать свои полномочия, а этого не понимают многие ветераны. Чисто критиканская позиция неконструктивна вообще.
Это попытка изменить механизмы управления городской ветеранской организацией, сделать их более оптимальными.
Мне бы хотелось, чтобы президиум совета ветеранов при подготовке нормативных документов отстаивал на представительном уровне интересы людей пожилого возраста. И чтобы городские и областные ведомства учитывали эти позиции. Мы постараемся подготовить сводный документ для подписания соглашения между ветеранской организацией и руководством города.
— Вы хотите приблизить ветеранскую организацию к каждому пожилому человеку?
— Основное требование ветеранов — это предоставление им качественных услуг. Их оказывают по месту жительства. Парадокс в том, что территориальная составляющая до сих пор была слаба. Теперь мы приближаем свою работу к микрорайонам, к квартирам ветеранов. В различных районах города будут располагаться наши представительства, которые будут взаимодействовать с властными, коммерческими структурами, общественными организациями. Там же сосредотачиваются органы здравоохранения, социальных и коммунальных служб. А получают эти услуги семья и конкретный ветеран.
Мы определили конкретные адреса: в Рябково это «Спутник», в Заозерном — библиотека по ул. Алексеева, 4, в поселке Энергетиков это культурнай центр «Курган», в Восточном поселке — библиотека им. Достоевского по ул. Макаренко, в центре — центр социального обслуживания по ул. Красина, 70 и библиотека им. Куликова. Подобрали кандидатуры из ветеранов, живущих поблизости. Мы обращаемся к курганцам, чтобы они вносили предложения по созданию оптимальной структуры городской ветеранской организации.
Новая структура не означает ликвидации первичных ветеранских организаций. Более того, я подписал письма в адрес областной трехсторонней комиссии, предпринимателей, профсоюзов, чтобы в коллективных договорах на предприятиях тема ветеранов была четко определена. Речь идет о повышении качества жизни. Организация удесятеряет силы.
— В наше время немало ветеранов работает на производстве и в сфере обслуживания. Какой вклад они вносят в экономику города?
— К сожалению, нет такой статистики. Никто в этом смысле не проявлял интереса ни на городском, ни на областном уровне. Можно прояснить эту ситуацию, проанализировав возраст работающих. У меня такое ощущение, что старшее поколение объективно выдавливается из многих отраслей, сохраняясь главным образом на селе и в системе обслуживания. Они работают в социальной сфере, потому что там невысокий уровень оплаты труда, в медицине – врачи, потому что их катастрофически не хватает. А в реальном производстве, бюджетных организациях в основном работает молодежь. Это сопряжено с большим объемом информации. С работой на компьютерах. В этом смысле старики сразу проигрывают, поскольку многие из них не владеют компьютерной грамотностью.
Мое мнение таково: старшее поколение должно найти себе место на производстве, потому что потенциал его реализован не до конца. Этим нужно заниматься соответствующим службам.
— Как вы относитесь к идее, которая то и дело возобновляется в СМИ и высказываниях отдельных российских политиков, — увеличить пенсионный возраст?
— В системе социального обеспечения я работал с 1989 года. И все это время споры о пенсионном возрасте то разгораются, то утихают. Повышенное внимание к этой теме совпадает с экономическими кризисами. Ее можно муссировать сколько угодно. По сути это подготовка общественного мнения к принятию решения на государственном уровне. В том, что такое решение будет принято, я не сомневаюсь. К этому руководителей страны подталкивает объективная демографическая и социально-экономическая ситуация.
По своему менталитету россияне близки к населению европейских государств. А в Европе уже работают на повышенном возрасте. Думаю, у нас это произойдет не завтра, но в отдаленной перспективе — безусловно. Жизнь заставит.
— Насколько полно реализуется в городе комплекс льгот для ветеранов?
— Весь объем льгот реализуется через бюджет. Городская организация ветеранов вряд ли может повлиять на его кардинальное изменение. Люфт очень небольшой. Однако мы хотим создать некие механизмы конкретной помощи ветеранам. Например, небюджетный фонд, который будет формироваться на территориальном уровне. Не думаю, что он будет большой. На городском уровне создадим наблюдательный совет и будем выполнять запросы наиболее нуждающихся ветеранов. Это, кстати говоря, позволит уйти от прямой ангажированности, которую предлагают некоторые кандидаты в депутаты. Деньги не будут политически окрашены.
Говорить о прямом влиянии на объемы льгот я не могу. А оптимальное качество льгот должно быть достигнуто. В наших условиях, при наших специалистах социальной сферы это возможно. Чтобы не было брезгливого отношения к людям, чтобы был нормальный человеческий разговор. Ветераны многое понимают, но не понимают хамства, наплевательского отношения.
— С какими вопросами приходят на прием в совет ветеранов курганские пенсионеры?
— Старшее поколение обращается по всем вопросам жизнеобеспечения. Это можно сделать при личной встрече со специалистами. Кроме того, мы устанавливаем интернет. Есть достаточное число людей старшего поколения, которое владеет компьютерной грамотностью. Найдем формы общения.
В центрах мы создадим информационные киоски, чтобы пожилые люди пришли и узнали, где они могут получить ту или иную услугу, кому можно позвонить, к кому обратиться. И с какого чиновника спросить за реализацию той или иной услуги. Сегодня есть законы, которые на автоматическом уровне заставят чиновников решать вопросы в пределах их компетенции.
— Какие вопросы в интересах ветеранов вы намерены поставить перед городскими властями?
— Почему-то некоторые ветераны считают, что в стране действует программа «старшее поколение». В действительности же программа «Старшее поколение» не предусмотрена бюджетным посланием. Тем не менее, существует немало законов, где представлены интересы ветеранов. Другое дело, что некоторые механизмы не работают.
Суть в том, что многие общественные организации решают параллельные вопросы, дублируют друг друга. Нам нужно попытаться консолидировать интересы отдельных общественных групп, компетентно подготовить материал, на основе которого власти бы решали ту или иную социальную проблему.
Современная реформа предполагает повышение эффективности гражданского общества. И добиться этого можно. В области действует 1300 различных общественных организаций — по профессиям, интересам, сфере приложения сил. Все они в той или иной мере представляют интересы ветеранов. Следовательно, их усилия должны быть консолидированы. Мы будем сотрудничать со всеми общественными организациями. Необходимо создать ассоциацию ветеранских организаций. Не подменяя, не ликвидируя каждую из них в отдельности, а координируя совместные действия.
Глава города утвердил мою кандидатуру в качестве советника на общественных началах. Это поможет делу.
— На самом ли деле ветераны в нашем обществе окружены заботой и вниманием, как это принято считать? В автобусе пожилому человеку далеко не всегда уступят место, не пропустят без очереди на прием к врачу. Что нужно сделать, чтобы уважение к старшим стало подлинным?
— Есть, разумеется, издержки, которые относятся к нравственному воспитанию. К сожалению, патриотическое воспитание у нас в обществе довольно часто ограничивается военно-патриотическим. Да, мы должны готовить молодых людей к военной службе, защите Отечества. Но ведь средний гражданин большую часть своей жизни проводит вне армии. Каков он в обыденной жизни, любит ли трудиться, уважителен ли в отношениях с окружающими? Существует, например, такое понятие, как трудовой патриотизм, но часто ли молодежь общается с ветеранами труда?
В составе городской ветеранской организации мы создали отдельную комиссию по патриотическому воспитанию во главе с Геннадием Павловичем Устюжаниным. Она будет заниматься как военно-патриотическим, так и нравственным воспитанием.
От эффективного нравственного воспитания зависит сохранение устойчивости нашего Российского государства.
— Все знают вас как человека, всецело погруженного в работу. А какой вы вне ее? Расскажите о своих увлечениях.
— В свободное время на первом месте у меня чтение. На уровне пользователя владею компьютером, пользуюсь интернетом. Из спорта, к сожалению, осталась только зимняя и летняя рыбалка. А в молодые годы увлекался боксом, легкой атлетикой, велосипедом. Любил горный туризм, в свое время побывал на Алтае, Тянь-Шане, Урале. У меня была неплохая спортивная подготовка, занимался десятком видов спорта, есть запас прочности. К врачам начал обращаться лишь в последнее время.
Действительно, главным хобби для меня была работа. Я с трудом адаптируюсь вне ее, люблю работать, поэтому дал согласие возглавить ветеранскую организацию города.
Александр Германович Мазеин родился 5 ноября 1945 года в с. Погорелка Шадринского района. В 1964 году окончил Шадринский автомеханический техникум, в 1970 году — Курганский машиностроительный институт, в 1983 году — Академию общественных наук.
Трудовую деятельность начал в 1965 году на Курганмашзаводе. С 1969 по 1978 год – на комсомольской, а с 1978 по 1990 год – на партийной работе. В 1983–1986 гг. работал начальником политотдела УВД области. С апреля 1990 года возглавлял областной отдел соцобеспечения, позднее — Главное управление социальной защиты населения.
С июня 2002 года Александр Мазеин — заместитель губернатора Курганской области по гуманитарной сфере и социальной политике. В 2005 году назначен на должность руководителя аппарата Правительства Курганской области. В марте 2010 года избран председателем курганского городского совета ветеранов войны и труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.
По жизни Александр Германович благодарен своей супруге Лидии Николаевне, вместе с которой вырастил и воспитал хороших сыновей, Дениса и Дмитрия.
Надеется, что в XXI веке будет достигнуто стабильное развитие экономики и на основе этого — социальное благополучие россиян.
Наша справка
Курганская городская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
Самая многочисленная общественная организация города объединяет 172 первичные организации, 52313 человек, из них: 705 участников Великой Отечественной войны, 4163 труженика тыла, 29895 ветеранов труда.
Деятельность ветеранской организации осуществляется в соответствии с законами «О ветеранах», об общественных организациях.
Президиумом городского совета ветеранов за период между двумя отчетно-выборными конференциями рассмотрено 2376 писем, обращений, жалоб. Эта непосредственная работа с людьми важна не только для совета ветеранов, но и для городской администрации. Так органы местного самоуправления узнают о наиболее острых проблемах старшего поколения горожан и стремятся защитить права и интересы ветеранов.
От совета ветеранов — 245 письменных обращений в администрацию города; 36 – в областную администрацию; в прокуратуру города – 4; в Министерство обороны — 3; в Государственную Думу — 24 обращения, в Правительство РФ — 6, в Верховный суд — 1, в администрацию Президента — 8.
На местном уровне большинство вопросов разрешено, решались и на государственном уровне. Например, в 2007 году — обращения в Правительство РФ, Министерство обороны о выплате так называемой второй трудовой пенсии ветеранам Вооруженных Сил.
Сохранен льготный проезд для ветеранов на городском транспорте, оказана помощь малообеспеченным ветеранам, чья пенсия ниже прожиточного минимума, — как со стороны Главного управления социальной защиты, так и Пенсионного фонда. В 2009 году 312 ветеранов получили материальную помощь на общую сумму 2 млн. 208 тыс. рублей, 35 участников войны получили квартиры. В то же время не решен положительно вопрос об открытии в Кургане дома-интерната для одиноких престарелых горожан.
Большое внимание в истекшем пятилетии уделялось улучшению медицинского обслуживания ветеранов. Медицинская комиссия совета ветеранов и городской отдел здравоохранения совместно организовывали кустовые встречи пенсионеров с главными врачами лечебных учреждений, проводили медицинские обследования ветеранов и тружеников тыла.
В 2009 году было организовано посещение больных на дому (262 человека) и ветеранов войны и тружеников тыла (208 человек), находящихся на лечении в стационарах; 209 человек прошли госпитализацию; в отделении дневного пребывания по реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов оздоровлен 291 человек; 38 человек получили путевки на санаторно-курортное лечение. В 2010 году более 400 участников войны прошли полное медицинское обследование.
В Кургане работает госпиталь для ветеранов войн. Когда в это учреждение была переведена областная офтальмологическая служба, в городской совет ветеранов стали поступать жалобы от участников Великой Отечественной войны на ухудшение условий в госпитале: постоянно большое скопление людей, палаты переполнены. В течение двух лет советом ветеранов и областными властями предпринимались меры, чтобы изменить ситуацию. В госпитале проведен ремонт, часть офтальмологической службы переведена в другие учреждения, условия пребывания участников Великой Отечественной войны улучшились.
Ветераны занимаются патриотическим воспитанием подрастающего поколения. В 2008 году перед молодежью Кургана выступили 224 ветерана: 57 ветеранов войны, 44 участника боевых действий, 147 тружеников тыла. На встречах присутствовало более 24 тыс. молодых людей. В 2009 году, в период активной подготовки к празднованию 65-летия Победы, в мероприятиях приняли участие 365 участников и 76 ветеранов Великой Отечественной войны, 2 Героя Социалистического труда, 23 участника боевых действий, 10 тружеников тыла. Присутствовали более 22 тыс. человек.
Празднование 65-летия Победы, чествование ветеранов прошли на высоком уровне, и за это ветераны благодарят Курганскую городскую Думу, администрацию города Кургана. Все мероприятия прошли очень организованно и торжественно, и что самое замечательное — с участием молодежи.
Среди наказов новому составу городского совета: добиться, чтобы администрацией г. Кургана были составлены паспорта на все памятники, посвященные Великой Отечественной войне; продолжить работу по улучшению медицинского обеспечения ветеранов войны, Вооруженных Сил и правоохранительных органов; обратиться в государственные органы с просьбой прийти к единому толкованию понятия «ветеран Великой Отечественной войны»; предложить государственным органам принять документ, определяющий единые нормы постановки на учет на получение жилья ветеранов; снова обратиться в администрацию области с просьбой учесть пожелания городского совета ветеранов по присвоению звания «Ветеран труда».
Анатолий Кузьмин
«Курган и курганцы»