19.12.2006
Тяжельников В.М.
Статья заместителя председателя Курганской городской Думы, председателя Совета регионального отделения Российской объединенной промышленной партии по Курганской области, директора по развитию ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» Вячеслава Тяжельникова для журнала «Русский инженер. Содружество», 2006, №4(11)Промышленность Кургана исторически сложилась как промышленность обрабатыва¬ющая. Отсутствие нефти, газа, руды, гидроресурсов предоп¬ределило в советское время строительство в городе маши¬ностроительных заводов.
К тому же в самом начале Ве¬ликой Отечественной войны сюда было эвакуировано несколько промышленных предприятии из европейской части страны. Обра¬зованные на их основе производ¬ства выпускали продукцию для фронта и народного хозяйства страны. Практически все заводы работали на оборону. В послево¬енные годы Курган внес свою лепту в восстановление разру¬шенного хозяйства. В силу определенных причин ситуация в городе резко измени¬лась: если совсем еще недавно здесь проживало более 360 тыс. человек, то сейчас - лишь 329 тыс. и население продолжает убывать. Помимо этого, более 45 тыс. человек, числящихся в области, работает в других реги¬онах, в основном - в Тюмени.
В Кургане, где сосредоточена большая часть предприятий промышленности области, складыва¬ется следующая ситуация. В 2003 году в промышленности работало 43 200 человек, в 2004-м - 37 500, в 2005-м -35 823 человек. Это все равно, что целый большой завод исчез с ли¬ца города, причем, всего лишь за два года. А в этом году ожидает¬ся, что численность работающих на промышленных предприятиях сократится до 34 500 человек.
Индекс промышленного про¬изводства к январю – сентябрю 2005 года по хозяйственному виду экономической деятельности крупных и средних организаций города составил 95%. Средняя зарплата на промышленных предприятиях за семь месяцев 2006 года составила 7900 руб. (для сравнения: в соседнем Челябинске - порядка 9500 руб., а в Екатеринбурге - более 11 000 руб.).
Еще одна из проблем, ослож¬няющих положение промышлен¬ности Кургана, - это катастрофи¬ческая нехватка рабочих кадров, инженерный состав постарел, работают люди пенсионного воз¬раста. Высокопрофессиональ¬ные руководители среднего зве¬на промышленности в большом дефиците.
Не всегда приход новых собственников положительно влияет на предприятие. К сожа¬лению, сложился слой менедже¬ров, которые по учебникам расскажут об оптимизации налогов (а по сути – об уклонении от них), о реструктуризации приобретенных предприятий (а практически – об увольнении не самой худшей части коллектива и создании дополнительной безработицы в регионе), об освобождении от непрофильных активов (а факти¬чески ликвидируются лагеря отдыха для детей, дворцы спорта и культуры, детсады и другая социалка). Они уверены, что зарп¬лата 8000 рублей - чуть ли не дар божий от них приобретенным коллективам, забывая что бытие определяет сознание. В то же время поход в цех предприятия для них - это почти сошествие в ад. Они не представляют ни одно¬го процесса, происходящего там
ни технического, ни человеческо¬го, не хотят понять, что основным источником дохода является цех предприятия, львиная доля се¬бестоимости тоже в нем, что по¬лучать прибыль нужно не столько за счет заказчика, а в большей мере за счет сокращения потерь в цехах.
Необходимо не на словах, а на деле убрать любые, с разумной точки зрения, административные барьеры для инвестиций в производственный сектор. Только под такими инвестициями надо понимать не приобретение пакетов акций курганских предприятий другими компаниями, а реальные вложения в основной капитал. В случае, когда юридические и физические лица из других регионов становятся фактическими собственниками курганских предприятий, за этим неумолимо должно следовать соответствующее соглашение с администрацией региона. Гласное, открытое соглашение, включающее обязательство новых владельцев об инвестициях и об увеличении производства, числа рабочих мест, налоговых поступлений. Рынок рынком, но власть обязана отстаивать интересы тех, кто ее избрал. Тем более, что вновь приходящие собственники будут использовать наш самый ценный капитал - трудовые ресурсы Зауралья.
Невозможно рассматривать промышленность в отрыве от ситуации в регионе. Так, если верить областной статистике, валовой региональный продукт Зауралья составляет в стоимостном выражении 39 млрд. руб., в том числе объем продукции сельского хозяйства
порядка 14 млрд. руб. Это всего в два раза меньше, чем продукция промыш¬лености. Но при этом доля нало¬говых поступлений во все бюдже¬ты с предприятий и учреждений г. Кургана в общем объеме нало¬говых поступлений региона сос¬тавляет порядка 70%. Добавим сюда Шадринск и заводы некото¬рых райцентров, и эта доля будет, на мой взгляд, 90%. Иными сло¬вами, сельское хозяйство регио¬на, даже при внушительной доле в ВРП, дает просто налоговый мизер. Постоянное увеличение налогового давления на промыш¬ленные предприятия не способ¬ствует их развитию.
Необходимо определить реальный налоговый потенциал различных секторов экономики, вплоть до каждого крупного и среднего предприятия. Необходимо четко понять: кто и какие налоги платит и почему налоговая нагрузка распределена столь неравномерно. Это крайне слож¬ная задача, требующая серьез¬ной аналитической работы по оценке налогового потенциала предприятий и секторов эконо¬мики Зауралья. Скажем, если душевой подоходный налог у нас в 1,5 раза меньше, чем в Сверд¬ловской области, а количество легковых автомобилей на душу населения практически такое же - значит нужно искать причи¬ну подобных явлений. Или, на¬пример, предприятие имеет обо¬рот 200 млн. руб. в год, а налога заплатило всего несколько ты¬сяч – значит требуется серьез¬ное изучение этого предприятия, почему так происходит?
Хочется сказать и о необосно¬ванно высоких, тарифах на электроэнергию. На примере
Курган¬ской области можно провести прямую зависимость конкурентоспособности региональных промышленных предприятий от цены на электроэнергию. Высокие цены на электроэнергию снижают налоговый потенциал региона. Согласно статистике, не имея серьезных мощностей по производству электроэнергии и тепла, производство и распределение энергоносителей в курганской области занимает существенную часть в экономике региона, в то же время у соседей этот показатель более скромен. И это при наличии у соседей собствен¬ных крупных генерирующих мощ¬ностей энергосистем, являющих¬ся избыточными или самодоста¬точными.
Политика дотирования сель¬ских регионов должна осущест¬вляться в прямой взаимосвязи с повышением уровня товарности хозяйств и ростом собственного налогового потенциала района. При отсутствии таких подходов можно смело утверждать, что скоро область будет оплачивать 100% всех социальных расходов сельских районов. Это ляжет еще более тяжелым бременем на Курган и Шадринск, а значит перспективы промышленных центров региона можно будет похоронить. В этом случае регион все больше и больше будет перехо¬дить на привозную продукцию, что, кстати, и происходит: кисло¬молочная продукция на 50% привозная, мясные изделия на 85% - заморское мясо, даже простой садовый инвентарь и тот в основном привозной.
Простая экономическая исти¬на - если наш местный товар произведен в области, а реали¬зован у себя или в других регио¬нах, то и налогов к нам поступит на порядок больше, чем от про¬дажи привезенного товара.
Несмотря на все проблемы, промышленный потенциал Зауралья достаточно высок и есть все шансы для его дальнейшего роста. Это участие в проекте «Урал промышленный - Урал полярный». Опыт многих стран показывает: хочешь развиваться - строй дороги. Сначала идет дорога за дорогой капитал. Создание дорожной техники и дорожной инфраструктуры – это тоже «хлеб» промышленности. Работа с нефтяниками, шахтерами, поиск иностранных партнеров. Устойчивые правила игры на рынке должны быть обеспечены стабильностью законодательной базы, ее активной ролью в поддержке промышленности. Промышленники, со своей стороны, сделают все возможное для укрепления и процветания России.
Просмотров: 5260